В 1952 году Леонард Лорд, директор компании Austin Motor Company, осуществил планируемое слияние с Morris Motors, компанией, которой он руководил в начале 1930-х годов. В результате этого произошло образование новой компании - British Motor Corporation. Кризис в Суэцком канале, который произошел в 1956-1957 годах, продемонстрировал проблемы с поставкой нефти. В Великобритании в то время временно устанавливались ограничения на продажу бензина для потребителей. Возникла необходимость разработки очень экономичного автомобиля, которую задали инженерам разных стран. В 1956 году Леонард Лорд в своей компании сформировал рабочую группу из 8 человек, включающую 2 конструктора, 2 студента инженерных специальностей и 4 чертежника. Руководил группой инженер и дизайнер Алек Иссигонис. Группе была поставлена четкая задача - создать самый миниатюрный автомобиль, насколько это возможно. Они определили параметры внешних размеров: 3x1,2x1,2 м. Вторая цель была разместить в нем 4 взрослых людей и их багаж. Основной идеей для решения этих задач стало использование поперечной компоновки рядного четырёхцилиндрового двигателя с водяным охлаждением и размещением коробки передач, интегрированной с масляным картером. Благодаря этому решению салон MINI стал занимать не менее 80% площади автомобиля. Название первого прототипа было выбрано по его оранжевому цвету - «the orange box», а к 1957 году он был готов, но испытания и доработки заняли еще около двух лет. Серийное производство первых автомобилей MINI началось в мае 1959 года, однако для создания необходимых запасов в дилерских центрах, они не стали поступать в продажу до августа. От идеи до запуска совершенно нового автомобиля MINI в серийное производство потребовалось 2 года и 5 месяцев.